Страстная неделя: что нужно и нельзя делать в Чистый понедельник
Смотрим, как изображали события Страстной недели великие художники прошлых веков.
По поводу Страстной недели (Великой недели, Страстной седмицы, Великой седмицы) у людей, для которых Пасха - просто народный обычай, представление, мягко говоря, искривленное. Для них это - скажем так, "предпраздничная неделя", которая, к тому же, обычно совпадает с приходом весны и потеплением. Для человека же верующего Страстная неделя - самые тяжелые и трагические дни (недаром именно в них держат строгий пост) в жизни Христа, на которые пришлись Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, бичевание, несение креста, распятие на нем и погребение.
При этом надо понимать, что слова «Страстная неделя» и «Страсти Христовы» не имеют никакого отношения к современному значению слова «страсть». У древних славян слово «страсти» обозначало страдания, и именно так его в данном случае надо понимать. Каждый день Страстной (Великой) недели носит аналогичное название - Страстной (Великий) понедельник, Страстной (Великий) вторник и т.д. Каждый из них имеет особое значение как в Церкви, так и в быту.
В церкви сегодня, в Страстной понедельник, который еще называют Чистым, вспоминают Иосифа, проданного братьями в рабство, и притчу о том, как Христос проклял бесплодную смоковницу и которую толкуют как притчу о душе, не приносящую духовных плодов - веры, молитвы, покаяния и добрых дел.
В быту Великий понедельник это время приведения домашнего хозяйства (и самих хозяев) в порядок (потому и Чистый) - баня или купание, стирка, мытье полов, мелкий ремонт. При этом нельзя - и это относится и к другим дням Великой недели - устраивать застолья, употреблять спиртные напитки, устраивать свадьбы и т.д. Впрочем, этот список каждый может дополнить сам, исходя из того, что на Великую неделю, как уже было сказано, приходятся самые строгие дни поста. Обычно в СМИ еще добавляют в этот перечень "ссориться, ругаться, злословить" и т.п., что выглядит несколько нелепо - как будто для христиан это дозволено в какие-то другие дни.
Что касается отображения Великой недели в мировой культуре, то она так насыщена важнейшими событиями, что из посвященных ей картин можно составить не один альбом. Мы выбрали семь из них.
Некоторые - потому, что о них вспоминают реже других, как омовение Христом ног своих учеников. А ведь оно символизирует одну из важнейших христианских добродетелей – смирение. Когда Христос с учениками остановились в одном из домов, там не было слуги, который, как это тогда практиковалось, должен был, когда гости снимут обувь, омыть им ноги. Это мог сделать кто-нибудь из учеников, но каждый считал это ниже своего достоинства. И тогда Христос преподал им этот урок.
Сюжет «Тайной вечери» известен всем. Христос, уже зная, что ему предстоит, сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Леонардо да Винчи в своей знаменитой фреске изобразил их смятение в данный момент.
«Моление о чаше» - один из самых трогательных, или, иначе говоря, «самых человечных», моментов Страстной недели. Христос, молясь в Гефсиманском саду и зная, что ему предстоит, все же обратился к Отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». Но тут же добавил: «Но не чего Я хочу, а чего Ты».
«Поцелуй Иуды». Иуда, приведя в Гефсиманский сад римских воинов и иудейских первосвященников, чтобы они арестовали Христа, которого не знали в лицо, сказал им, что Христос – тот, кого он поцелует. И несмотря на то, что этот сюжет повторялся в живописи неоднократно, лучшим остался Джотто, который изобразил его первым.
«Что есть истина?». Обычно самый упоминаемый эпизод с Понтием Пилатом – тот, где он говорит, что умывает руки. Но на самом деле еще важнее эпизод предыдущий, там где Пилат беседует с Христом, который сказал ему: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». На это Пилат спросил: «Что есть истина?». Глубинный смысл этого эпизода в том, что римлянин Пилат ожила услышать какой-то, скажем так, философский ответ – римляне и иудеи вкладывали в понятие «истина» разные смыслы. Но Иисус промолчал. Как писал богослов Павел Флоренский, он промолчал потому, что даже если бы ответил Пилату: «Я есть Истина», тот бы всё равно его не понял. Один из смыслов этого эпизода в том, что человек может один раз в своей жизни быть рядом с истиной, но так и не понять этого и пройти мимо.
Распятие художники изображали, пожалуй, больше, чем другие эпизоды Страстей Христовых. Тут надо помнить, что в то время это была позорная казнь. Сначала этот аспект в картинах игнорировался. Но, чем дальше во времени, тем больше художники, чтобы выделиться среди своих предшественников, подчеркивали его и телесные муки Христа. В конце концов, это превратилась в тенденцию, которую лучше всего сформулировал великий писатель, сказавший о полотне Ганса Гольбейна, изображавшего мертвого Христа: «От этой картины можно веру потерять». Поэтому мы снова выбрали Андреа Мантенья, который, изображая распятие, подчеркивал все же главный его план – духовный.
Лучше же всех о воскресении Христа (см. заглавное фото картины Пьеро делла Франческо) сказал четыре века спустя после него в своем Огласительном слове на Пасху архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»
По поводу Страстной недели (Великой недели, Страстной седмицы, Великой седмицы) у людей, для которых Пасха - просто народный обычай, представление, мягко говоря, искривленное. Для них это - скажем так, "предпраздничная неделя", которая, к тому же, обычно совпадает с приходом весны и потеплением. Для человека же верующего Страстная неделя - самые тяжелые и трагические дни (недаром именно в них держат строгий пост) в жизни Христа, на которые пришлись Тайная вечеря, молитва в Гефсиманском саду, предательство Иуды, бичевание, несение креста, распятие на нем и погребение.
При этом надо понимать, что слова «Страстная неделя» и «Страсти Христовы» не имеют никакого отношения к современному значению слова «страсть». У древних славян слово «страсти» обозначало страдания, и именно так его в данном случае надо понимать. Каждый день Страстной (Великой) недели носит аналогичное название - Страстной (Великий) понедельник, Страстной (Великий) вторник и т.д. Каждый из них имеет особое значение как в Церкви, так и в быту.
В церкви сегодня, в Страстной понедельник, который еще называют Чистым, вспоминают Иосифа, проданного братьями в рабство, и притчу о том, как Христос проклял бесплодную смоковницу и которую толкуют как притчу о душе, не приносящую духовных плодов - веры, молитвы, покаяния и добрых дел.
В быту Великий понедельник это время приведения домашнего хозяйства (и самих хозяев) в порядок (потому и Чистый) - баня или купание, стирка, мытье полов, мелкий ремонт. При этом нельзя - и это относится и к другим дням Великой недели - устраивать застолья, употреблять спиртные напитки, устраивать свадьбы и т.д. Впрочем, этот список каждый может дополнить сам, исходя из того, что на Великую неделю, как уже было сказано, приходятся самые строгие дни поста. Обычно в СМИ еще добавляют в этот перечень "ссориться, ругаться, злословить" и т.п., что выглядит несколько нелепо - как будто для христиан это дозволено в какие-то другие дни.
Что касается отображения Великой недели в мировой культуре, то она так насыщена важнейшими событиями, что из посвященных ей картин можно составить не один альбом. Мы выбрали семь из них.
Некоторые - потому, что о них вспоминают реже других, как омовение Христом ног своих учеников. А ведь оно символизирует одну из важнейших христианских добродетелей – смирение. Когда Христос с учениками остановились в одном из домов, там не было слуги, который, как это тогда практиковалось, должен был, когда гости снимут обувь, омыть им ноги. Это мог сделать кто-нибудь из учеников, но каждый считал это ниже своего достоинства. И тогда Христос преподал им этот урок.
Сюжет «Тайной вечери» известен всем. Христос, уже зная, что ему предстоит, сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Леонардо да Винчи в своей знаменитой фреске изобразил их смятение в данный момент.
«Моление о чаше» - один из самых трогательных, или, иначе говоря, «самых человечных», моментов Страстной недели. Христос, молясь в Гефсиманском саду и зная, что ему предстоит, все же обратился к Отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня». Но тут же добавил: «Но не чего Я хочу, а чего Ты».
«Поцелуй Иуды». Иуда, приведя в Гефсиманский сад римских воинов и иудейских первосвященников, чтобы они арестовали Христа, которого не знали в лицо, сказал им, что Христос – тот, кого он поцелует. И несмотря на то, что этот сюжет повторялся в живописи неоднократно, лучшим остался Джотто, который изобразил его первым.
«Что есть истина?». Обычно самый упоминаемый эпизод с Понтием Пилатом – тот, где он говорит, что умывает руки. Но на самом деле еще важнее эпизод предыдущий, там где Пилат беседует с Христом, который сказал ему: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». На это Пилат спросил: «Что есть истина?». Глубинный смысл этого эпизода в том, что римлянин Пилат ожила услышать какой-то, скажем так, философский ответ – римляне и иудеи вкладывали в понятие «истина» разные смыслы. Но Иисус промолчал. Как писал богослов Павел Флоренский, он промолчал потому, что даже если бы ответил Пилату: «Я есть Истина», тот бы всё равно его не понял. Один из смыслов этого эпизода в том, что человек может один раз в своей жизни быть рядом с истиной, но так и не понять этого и пройти мимо.
Распятие художники изображали, пожалуй, больше, чем другие эпизоды Страстей Христовых. Тут надо помнить, что в то время это была позорная казнь. Сначала этот аспект в картинах игнорировался. Но, чем дальше во времени, тем больше художники, чтобы выделиться среди своих предшественников, подчеркивали его и телесные муки Христа. В конце концов, это превратилась в тенденцию, которую лучше всего сформулировал великий писатель, сказавший о полотне Ганса Гольбейна, изображавшего мертвого Христа: «От этой картины можно веру потерять». Поэтому мы снова выбрали Андреа Мантенья, который, изображая распятие, подчеркивал все же главный его план – духовный.
Лучше же всех о воскресении Христа (см. заглавное фото картины Пьеро делла Франческо) сказал четыре века спустя после него в своем Огласительном слове на Пасху архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и торжествует жизнь!»