В супергеройских фильмах тяжелое детство – не приговор к злодеяниям
Новое исследование, проведённое учёными из Канадского университета Калгари, показало, что трудное детство героев и злодеев во вселенных Marvel и DC не определяет, какую сторону они выберут в будущем.
Результаты опубликованы в журнале PLOS ONE.
Источник: Julia Wigmore et al., “Are adverse childhood experiences scores associated with heroism or villainy? A quantitative observational study of Marvel and DC Cinematic Universe characters,” PLOS ONE (2025). DOI: 10.1371/journal.pone.0315268
В реальной практике специалисты используют опросник ACE (Adverse Childhood Experiences) для оценки количества тяжёлых переживаний человека в детстве: от насилия и пренебрежения до различных форм дисфункции в семье. Считается, что высокий балл по ACE может сигнализировать о повышенных рисках проблем со здоровьем и поведением во взрослом возрасте.
Однако в супергеройском кино, от «Человека-паука» до «Бэтмена» и «Чудо-женщины», нередко встречаются персонажи, чьи непростые ранние годы формируют их дальнейший путь. Учёные решили проверить, соответствует ли эта идея действительности, хотя бы в контексте популярных фильмов. Команда просмотрела 33 ленты по вселенным Marvel и DC, оценила 28 ключевых персонажей (19 мужчин, 8 женщин и 1 персонаж с флюидной гендерной идентичностью) и рассчитала их «ACE-балл» на основе показанных в фильмах детских травм.
Результат оказался неожиданным: высокие (или низкие) показатели по ACE не делали героя автоматическим злодеем — и наоборот. То есть наличие тяжёлого детства в фильмах совершенно не гарантирует злодейский характер. Учёные не обнаружили статистически значимой связи ни внутри одной компании (Marvel или DC), ни между мужскими и женскими персонажами.
Этот вывод, по мнению авторов, согласуется с тем, что высокая оценка ACE в реальном мире не обязательно приводит к отклоняющемуся поведению — скорее, это маркер зоны риска, где человеку может потребоваться дополнительная поддержка. Исследование также подчёркивает, что трудности в детстве не обрекают на «тёмный» путь. Даже персонажи с серьёзными психологическими травмами могут стать положительными героями и служить примером стойкости для аудитории.
Учёные подчёркивают необходимость дальнейших работ с более широким набором персонажей, в том числе женских, и с учётом других психологических факторов. Также важно более чётко определять, кого считать героем, а кого злодеем, поскольку некоторые персонажи кино могут быть морально неоднозначны.
Изучая героев и злодеев, мы увидели, что стать защитником или нарушителем порядка может любой, вне зависимости от опыта детских травм, — комментируют авторы. Надеемся, что это вдохновит юных зрителей верить в собственную силу, даже если их начало пути было непростым.