Больше половины глав районных государственных администраций до сих пор не назначены
«Больше половины из 136 глав районных администраций (за минусом 17 оккупированных) до сих пор не назначены. ОПУ ведет торги за кресло главы РГА без полномочий. Проект «Быстро срубить бабла» еще не прошел экватор. Людей назначают без конкурса, после кастинга в ОПУ. Это они потом станут префектами, и должны будут представлять государство на уровне районов. А пока государство сыпется, как песок сквозь пальцы», - пишет Ведерникова.
По мнению журналиста, действующая власть сегодня не выполняет своих прямых обязанностей, связанных с борьбой с пандемией – провалены подготовки медицинской системы, тестирование и вакцинация, – которая наложилась на жесточайший кризис в системе государственного управления.
Слабость власти бьет по здоровью граждан Украины (более 30 тысяч смертей от ковида за год) и качеству услуг (хаос в разделении полномочий между Центром и уровнями местного самоуправления), которые им гарантирует Конституция и обязано обеспечивать государство.
«Что касается переформатирования системы госуправления в условиях децентрализации, то ОПУ, вопреки Конституции переключив на себя все рычаги управления страной, полностью нивелировал роль Кабмина. В то же время ключевые законы, которые должны были укрепить государственный скелет, не приняты или забалтываются, губернаторы обесточены, а главы РГА в половине новых укрупненных районов четвертый месяц (!) не назначены», - уточняет Ведерникова.
Кроме того, закон о местных государственных администрациях принят только в первом чтении – механизм для реализации государственной политики на территориях не запущен. Вместо оперативных изменений в закон о местном самоуправлении, чтобы сбалансировать полномочия и результаты бюджетной децентрализации, появляется абсолютно новый законопроект и забалтывается в парламентском подкомитете под руководством депутата-«новатора» Дмитрия Гурина. Реформа без головы в действии.
Страна, по мнению журналиста, попала в люфт, где никто – ни местные, ни центральная власти — не хочет вызывать на себя недовольство людей, пораженных и ковидом, и бедностью.
Громады не вводят жесткие карантинные меры потому, что беднеют – местные бюджеты-2021 урезаны в разы, являясь заложниками налогов предприятий и бизнеса. Они бы уже и рады вмешательству «железной руки» государства, однако сказать об этом вслух не решаются. Потому что в разгаре борьба с Центром за полномочия, деньги и степень будущего контроля.
В Ивано-Франковске, где ситуация с коронавирусом обострилась в феврале и продолжает оставаться сложной сейчас, горнолыжный курорт «Буковель» закрыли только 12 марта, когда COVID-19 заразилась уже вся страна. Почему так поздно, ZN.UA поинтересовалось у главы Ивано-Франковской ОГА Андрея Бойчука.
«С определенного момента у нас было понимание, что эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в стране, спровоцирована в «Буковеле». Однако всегда нужно находить баланс между необходимым и разумным. И это очень непростой процесс. Вы же понимаете, какие люди здесь задействованы, и какие у них рычаги давления. В какой-то момент мы просто приняли волевое решение на комиссии, которое уже имеет последствия в регионе. Используются разные формы давления и на экономику, и на общественное мнение. К большому сожалению, не всех людей интересует пандемия», - ответил губернатор.
Накануне мэр Днепра Борис Филатов заявил о том, что с 25 марта в городе будет действовать усиленный карантин. «В отличие от других территориальных общин мы не будем тянуть «до упора», а потом мучиться с коллапсом системы здравоохранения», - пояснил он.
О том, как пандемия высветила всю абсурдность происходящего внутри государственной системы, читайте в статье Инны Ведерниковой «Пособники пандемии. За мгновение до цунами» в ZN.UA.